Привет всем коллегам-гитаристам, а также тем, кто себя к таковыми относит. Сегодня я расскажу об одном инструменте, который мне недавно посчастливилось заполучить в свою собственность. Речь пойдет о Gibson Les Paul Special. О фирме Gibson и ее гитарах наверняка слышал хоть раз каждый, даже далекий от гитарного мира человек, это имя уже давно стало легендарным и в какой-то степени даже нарицательным (наряду с Fender). На гитарах Gibson играют музыканты с мировым именем, чтобы не быть голословным приведу несколько имен, пришедших мне на ум сразу – Jimmy Page (Led Zeppelin), Gary Moore, Angus Young (AC/DC), Slash (Guns n ’Roses); из тяжелой музыки – группа In Flames, Zakk Wylde (Ozzy Osbourne, Black Label Society), Michael Weikath (Helloween) (естественно за бортом осталось еще немало громких имен, но не об этом речь). Не скрою, что и я уже довольно давно мечтал “прикоснуться к легенде” и заиметь себе в единоличное пользование настоящий Gibson Les Paul, но - увы - не мог себе позволить этого в виду немалой стоимости этих знаменитых гитарок. Однако недавно это знаменательное событие все-таки произошло, и вышеупомянутый инструмент стал моим (нет, я не выиграл в лотерею и не получил наследство, за все огромное спасибо Владу).
Gibson Les Paul Special является младшей (и самой недорогой) моделью среди лес полов. Во что же это выливается на практике?
Ну, во-первых, самое очевидное отличие – это отсутствие выпуклого кленового топа. Естественно, это в какой-то мере сказывается на звуке (в какой – сказать не могу исходя из своего весьма ограниченного опыта общения с гитарами Gibson), однако у этого есть и немаловажные преимущества. Одно из них – это существенное уменьшение веса гитары по сравнению с ее старшими коллегами, играть в положении стоя в течение долгого времени (на концерте или на репетиции) намного легче и удобнее (как-то мне довелось подержать в руках именную модель Zakk Wylde, и она показалась мне просто нереально тяжелой). Второе преимущество чисто субъективное – плоская дека как на гитарах, на которых я играл раньше, для меня более привычна.
Еще одно отличие от более дорогих моделей, которое сразу бросается в глаза, это бедное по сравнению с ними оформление – нет окантовки на грифе и деке, маркеры ладов выполнены в виде точек, а не трапеций, в качестве материала накладки грифа использован палисандр, а не эбони.
В остальном же все как у взрослых – дека сделана из махогани, гриф тоже из махогани, вклеенный. В качестве струнодержателя по традиции используется tune-o-matic / stopbar. Родные колки предыдущий владелец заменил по неизвестной мне причине на Grover черного цвета. Присутствуют стандартные для лес полов потенциометры с ручками “gold top hat”, 3х-позиционный переключатель звукоснимателей тоже на своем привычном месте. В качестве датчиков используются полноразмерные хамбакеры 490R Alnico / 498T Alnico с хромированными крышками. На задней стороне головы грифа можно разглядеть тиснение с серийным номером инструмента и гордой надписью “Made in USA”. Внешне гитара выглядит просто сурово, настоящий инструмент для хэви-метала (куда там всяким “эксплорерам” и прочим “варлокам”). Окрашена в радикальный черный цвет, без лака, сквозь покрытие проступают неровности и поры древесины, что придает особый шарм и просто очень приятно на ощупь. Покрытие довольно тонкое, и поэтому на ребрах уже успело немного протереться, однако от этого инструмент смотрится еще более выигрышно, более по-“true”шному (дружно вспомним №1 Стиви Рэя Воэна).
Теперь немного личных впечатлений от игры на новом для меня инструменте. За счет уменьшенной мензуры (24 3/4 дюйма против стандартных фендеровских 25,5) игра в нижних позициях, где нужна большая растяжка, стала более свободной и легкой. Еще один приятный момент – раздельная регулировка громкости / тона для каждого звукоснимателя. Что в этом хорошего? При живой работе гитарист получает возможность быстро переключаться между двумя вариантами звучания – чистый (на нековом датчике прибрана громкость) и перегруженным (на бриджевом громкость на всю катушку). Или можно просто на одном из датчиков убрать громкость и в паузах между песнями переключаться на него, чтобы не издавать лишних звуков и не фонить. Есть и неприятные моменты – доступ к верхним ладам затруднен вследствие формы корпуса и крепления грифа; при игре теппингом в верхних позициях мешается переключатель.
Однако эти недостатки с лихвой компенсируется звучанием гитары. Если звук моего Gibson Les Paul Special сравнивать с моим же Ibanez RG 770, то на ум приходит одно короткое и вкусное слово – МЯСО. При игре перегруженных риффов на бриджевом датчике гитара выдает очень плотный, тяжелый и напористый саунд, особенно в пониженном строе, здорово получаются искусственные флажолеты на толстых струнах в духе Закка Вайлда. Звук на нековом датчике очень певучий и круглый, с бесконечным сустейном, руки сами просятся сыграть соло Гэри Мура из “Still Got The Blues”. Что касается чистого звука, то он довольно круглый и глубокий, неплохо подходит для исполнения джаза, хотя лично мне больше нравится стратовское “стекло”. Другое дело если добавить немного гейна на чистом канале усилителя – cразу начинает проявляться “лесполовский” характер гитары: аккорды звучат очень тепло и мощно, на переборах появляется вкусный кранч. Если играть стоя, то животом и кончиками пальцев левой руки можно почувствовать, как колебания струн передаются дереву, инструмент буквально “поет”, очень приятное ощущение, которое свидетельствует о высоком классе гитары.
Вот и все, что я хотел рассказать про этот инструмент. Похоже на некоторое время моему Ibanez RG770 придется остаться без дела и постоять в углу, пока не утихнет эйфория по поводу факта обладания таким классным инструментом, каковым является мой Gibson Les Paul Special. Ну и напоследок хочу порекомендовать такую гитару всем, кто играет тяжелую музыку во всех ее проявлениях от punk и nu-metal до black и death, и пожелать творческих успехов.
Extremist